Владимир Петелин - директор Премьер Зал

Кинотеатр - многофункциональное пространство для досуга.

В настоящее время кинотеатры сталкиваются с жёсткой конкуренцией. Они вынуждены соперничать с разнообразными формами досуга, которые развиваются быстрее и привлекают больше внимания аудитории. Поэтому кинотеатрам необходимо активно совершенствоваться, чтобы оставаться актуальными.

Особенно острая конкуренция наблюдается между кинотеатрами и онлайн-сервисами, онлайн-кинотеатрами и YouTube. Эти платформы предлагают широкий выбор контента в любое время и в любом месте.

В офлайн-пространстве конкуренцию кинотеатрам составляют рестораны, кафе и бары, которые активно развиваются в последнее время. В этих заведениях часто проводятся различные мероприятия: дегустации, лекции, квизы, игры. Всё это делает их привлекательными для посетителей, и люди всё чаще предпочитают проводить время там.

Классический кинотеатр - это довольно ограниченные возможности для развлечения. Зрителю нужно подстраиваться под расписание сеансов, вставать с дивана и идти или ехать в кинотеатр. Нельзя поставить фильм на паузу, а ассортимент кинобара довольно органичен.

Чтобы оставаться актуальными, кинотеатрам важно развиваться как социальным объектам. Они могут предлагать гостям новые возможности: встречаться, проводить время, общаться, знакомиться. Для этого подойдут разные проекты: выставочная зона, компьютерный клуб, многофункциональные залы с ровным полом и барной стойкой для аренды, VR-арены площадью от 50 до 300 кв. м., кинобистро.

Опыт международных кинотеатров, таких как Everyman и Alamo, показывает, что объединение кинопоказа и общественного питания может быть успешным. В этих кинотеатрах особое внимание уделяется качественной высокой кухне, для разработки меню привлекаются шеф-повара известных ресторанов.

Пространство организовано таким образом, чтобы посетители могли насладиться вкусной едой до сеанса или заказать блюда по меню прямо в зале. Это создаёт приятную атмосферу и позволяет посетителям провести время с комфортом.

Кроме того, кинотеатры могут развиваться по модели персонализации, как, например, кинотеатр Anything. Здесь есть залы на два места, которые пользуются большой популярностью. Загрузка зала в течение дня составляет 60%, при этом нет чёткого расписания по времени. Посетители сами выбирают время и фильм, а также могут поставить фильм на паузу. Такой подход является хорошим примером конкуренции с онлайн-площадками.

Многофункциональность становится всё более актуальным трендом, и его необходимо развивать. Как может выглядеть концепция многофункционального кинотеатра площадью 1500 кв м:

В кинотеатре центральное место занимает фойе с классической кассой. Зона фойе максимально комфортная и удобная для посетителей, без лишнего рекламного контента. Сегодня взаимодействие со зрителем в части рекламы эффективнее через мобильные приложения, push-уведомления, мессенджеры, сайты и другие каналы.

Перед сеансом можно заглянуть в кафе в фойе кинотеатра и заказать блюдо по меню. А после сеанса - обсудить фильм за чашкой чая или бокалом вина. Кафе открыто не только для зрителей, но и для всех желающих.

Залы кинотеатра отличаются комфортом. У посетителей есть возможность взять блюда из кафе с собой или заказать их прямо в зал.

Также в кинотеатре предусмотрено лекционное пространство для проведения мероприятий. Здесь можно организовать событие или просто приятно провести время в компании друзей. 

Кинотеатрам важно расширять свое предложение для зрителей, не бояться делать что-то новое, менять пространство, быть открытым к альтернативным форматам, которые казалось бы не имеют отношение к кино.

Андрей Шувалов - старший директор, руководитель департамента маркетинговые исследования и разработка концепций торговой недвижимости. Компания Commonwealth Partnership

Место кинотеатра в коммерческой недвижимости

С 2000 года в проектах компании Commonwealth Partnership (ранее Cushman Wakefield) практически не встречаются кинотеатры в концепциях развлекательной составляющей, а между тем строятся очень большие объекты и жилые комплексы, в которых возможно реализовать кинотеатр. Возможности для кинотеатров есть, но даже на площадях 150 тыс. кв м проекта торгового центра не закладывается кинотеатр, который мог бы стать стимулом для развития объектов.

С 2014 года наблюдается серьезное снижение площади торговых центров. Раньше средний формат был 50 тыс. кв м, и в каждом из этих проектов размещали кинотеатр. Сейчас площадь торговых центров уменьшилась в среднем до 10 тыс. кв м, а киносети в последние годы по понятным причинам перестали предлагать проекты кинотеатров для размещения в торговых центрах. И даже если у собственника торгового центра есть желание разместить кинотеатр, то от кинотеатров не хватает предложений. 

Если говорить про регионы, то там средняя площадь в 2014 году была порядка 30 тыс. кв м. Сейчас 90% запросов на торговые центры до 12 тыс. кв м. И если ранее на больших площадях размещался кинотеатр площадью 4 тыс. кв м на 8-12 залов, то сейчас в мини проектах невозможно разместить такое количество залов. В них активно ставится акцент даже не на одежду, а на спорт, продовольствие, развлечения детского формата. 

Но если бы в таких проектах предусмотреть формат мини кинотеатра, площадью 600-1000 кв м, где не нужна большая высота - это будет очень интересно. Трафик торгового центра площадью 12 тыс. кв м составляет в среднем 7-10 тыс. человек в день, располагается он как правило в спальном районе. Люди стремятся сократить время на дорогу, и небольшой кинотеатр мог бы стать в таком торговом центре привлекательной точкой, новой платформой для общения, встреч, районных мероприятий. В маленьких торговых центрах стабильный трафик, нет пустых площадей, операторы разбирают их активно - товары для дома, кафе, рестораны, многофункциональные центры Мои документы.

Стоит уделить внимание и застройщикам жилья, которые стали строить многоуровневые паркинги, и первые этажи все хотят коммерциализировать - продовольствие, кафе-рестораны, мойки машин. Фитнес-центры заинтересовались первыми этажами и тоже стали размещать там свои объекты. Почему бы не разместить на эти площади кинотеатр, разбавить тем самым коммерческую составляющую жилого комплекса. 

Если рассмотреть проект SberCity - это большая территория, микрорайон на площади участка 465 гектар, и в этом проекте не предусмотрен классический торговый центр, то есть все сделано в формате первых этажей и отдельно стоящих зданий. 

На этом участке 5 миллионов кв м недвижимости, 2,5 миллиона жилья и, самое главное, 813 тысяч кв м офисов. Планируется парковая и водные зоны, спортивный кластер, шоу-румы, и даже географический центр. 21 школа и филиалы ВУЗов. Из развлечений - развлекательный парк Союзмульфильм, детские площадки, каток, скейт-парки, горки для тюбинга, велосипедные, лыжные, прогулочные маршруты, японский сад. На первых этажах порядка 150 тыс. кв м сдаваемых площадей. 

То есть вся аудитория готова принять сюда интересный формат кинотеатра. Сейчас для этой территории стоит задача показать, что есть спрос на киноуслуги, есть площади, которые можно предусматривать под кино, и есть, соответственно, экономика от таких проектов. 

Необходимо подойти к таким проектам более детально и начать создавать, развивать кинобизнес на таких территориях. 

Если рассмотреть торговые площади на стадии реконцепции, стоит обратить внимание на центральный детский магазина на Лубянке. Тоже вопрос интересный, там тоже есть кинотеатр. Хочется добавить в концепцию разные имерсивные интересные пространства. 

Также сейчас много подобных проектов и в Казахстане, и в Белоруссии, и в Азербайджане, и в Таджикистане, и в Узбекистане. 

Девелоперы хотят создать внутри своих объектов расширенную инфраструктуру, которая будет работать на этот торговый центр. Арендная ставка на развлечения достаточно низкая по сравнению с другими арендаторами. Некоторые девелоперы готовы заниматься более детальной разделительной ведомостью. Они могут построить, они могут сделать частичный ремонт, кто-то заходит оборудованием, имеют место разные варианты сотрудничества.

Киносетям важно максимально оперативно работать с торговыми центрами и жилыми комплексами разного формата.

Артем Кротов - руководитель отдела маркетинга Премьер Зал

Инструменты для проведения мероприятий в кинотеатре

Нужно ли кинотеатрам удивлять зрителя мероприятиями? 

Когда на экраны выходят блокбастеры, кинотеатры получают хорошую прибыль. В отсутствие громких премьер доходы кинотеатра снижаются.

Однако для успеха кинотеатра не достаточно жить в ожидании хорошего фильма, важно предлагать зрителям разнообразные мероприятия. У каждого из них своя аудитория и цель, но есть несколько ключевых инструментов, которые необходимо использовать при их организации.

- Важно планировать мероприятия не менее, чем за 14 дней. 

Для привлечения гостей на мероприятие важно знать целевую аудиторию. Для этого полезно использовать СRM систему и определить кто, из постоянных гостей кинотеатра ходил на подобный фильм. Делать рекламные посылы точечно и отправлять рассылки с приглашением на мероприятие именно целевой аудитории.

- Не стоит перегружать потенциальных и постоянных гостей информацией, эффективнее использовать инструменты, например, в виде мобильного приложения кинотеатра, где зритель при покупке билета даже на другой фильм уже увидит информацию о мероприятии. В мобильном приложении легко настроить отправку пуш-уведомлений, что повысит процент входа в приложение и соответственно процент информирования о предстоящем мероприятии.

- Использование рекламных инструментов - ВКонтакте, Яндекс.

- Размещение рекламы в точках контакта непосредственно в кинотеатре или ТРЦ.

- Привлечение СМИ.

- Использование нейросетей, которые экономят время маркетолога, например, для написания анонса мероприятия.

- Организация в рамках мероприятий квизов и розыгрышей, когда гости отвечают на вопросы и получают призы от партнеров, а кинотеатр дополнительно собирает контакты гостей.

- Привлечение аниматоров, которые развлекают гостей, взаимодействуют с ними, дарят положительные эмоции.

- Проведение мастер-классов.

- Организация выставки.

- Организация фуршет для гостей мероприятия. 

- Создание привлекательной фотозоны.

- Технический прогон и проверка оборудования перед стартом мероприятия.

- Обязательная фото и видео фиксация мероприятия и дальнейшее размещений контента в социальных сетях кинотеатра. Гости, посетившие мероприятие получат дополнительные фото, а те, кто хотел, но не посетил мероприятие, увидят, как оно прошло и в следующий раз придут на другую активность.

- За счет проведения мероприятий кинотеатр получает дополнительную лояльность гостей и их желание приобретать билеты в кино именно в этом кинотеатре. 

Кинотеатр — это не просто экран чуть побольше, чем дома. Важно научиться давать дополнительную ценность. Через эту дополнительную ценность получать лояльность, через лояльность получать в итоге выручку.

Екатерина Назарова - ведущий маркетолог Премьер Зал

Успешные кейсы регулярных мероприятий в кинотеатре

Регулярные мероприятия в кинотеатре позволяют охватить всю целевую аудиторию (а она у кинотеатра достаточно широкая, разделена на сегменты), получить большую прибыль и лояльность аудитории, повысить узнаваемость кинотеатра.

Примеры регулярных проектов в кинотеатре:

Проект номер 1 - фестиваль Попкорна.
Такой фестиваль может стать одним из самых узнаваемых, вкусных и желанных среди семейной аудитории. Главное лицо фестиваля - попкорн, и идеально провести дегустацию разных вкусов попкорна или дегустацию нового вкуса. Дегустация повысит интерес к продукции кинобара. Начинка проекта может быть на любой вкус и бюджет: на площадке можно реализовать шоу мыльных пузырей, твистинг, аквагрим. Фестиваль попкорна можно привязать к каникулам, например, осенний фестиваль попкорна, а также привязать к выходу анимации. Фестиваль можно проводить не только на площадке кинотеатра, но и делать его выездным, например, в дни важных городских событий на место крупных активностей для жителей города, района. Благодаря проведению фестиваля попкорна на регулярной основе растет база клиентов кинотеатра, увеличиваются охваты в социальных сетях, в том числе и за счет размещения яркого фото и видео контента про фестиваль.

Проект номер 2 - Киноклуб.
Место, где гости кинотеатра образовывают кинокомьюнити. Участники Киноклуба под брызги шампанского и вкусное угощение смотрят фильм и по окончании просмотра обсуждают его. Проект нацелен на аудиторию от 16−18 и до 70 лет. Курировать проект может как профессиональный ведущий, обозреватель кино или сотрудник кинотеатра, маркетолог. Киноклуб идеальная площадка для расширения рекламных возможностей, партнерства и коллабораций. Проект проводится один раз в месяц. Киноклуб - это хорошая выручка, небольшие затраты за счет партнерства, большие охваты в социальных сетях, инфоповод для СМИ (включение в афишу городских событий и мероприятий).

Проект номер 3 - Мультпопкорн.
Проект нацелен на семейную аудиторию - дети развлекаются, мамы отдыхают на последних рядах. Составляющие проекта - творческий мастер-класс или активная игра на площадке. Для детей важно провести время активно, либо после мастер-класса принести поделку, сделанную своими руками, домой. И конечно просмотр анимации. Проект проводится еженедельно.

Serge_AI - энтузиаст в области Искусственного Интеллекта, эксперт по маркетингу

Нейросети в киноиндустрии

Нейросети и Искусственный Интеллект - это не что-то новое. Они уже давным-давно строят карты в навигаторах, подстраивают ленту в социальных сетях так, чтобы нам было интересно проводить там время. Они давно присутствуют в нашей жизни.

В киноиндустрии тоже есть кейсы использования нейросетей. Сеть кинотеатров AMC внедрила систему динамического ценообразования на основе Искусственного Интеллекта, и эта система автоматически корректирует стоимость билета в зависимости от спроса, различных сезонных факторов и персональных особенностей пользователей, которые ходят в кинотеатр. Компания Cinelytic разработала целую платформу, которая помогает продюсерам оценивать фильмы на этапе еще предпродакшена. Netflix также внедрили Искусственный Интеллект, который помогает распознавать интересы пользователя и выстраивать рекомендации в соответствии с пожеланиями. 

Какие проблемы в маркетинге кинотеатра вызвали высокий спрос на использование нейросетей:

Первая проблема - это низкая эффективность традиционных методов рекламы - наружная реклама, баннеры, листовки - все то, что мы не можем оцифровать.

Следующая проблема - это снижение посещаемости кинотеатров. В период ковида зрители кинотеатра стали привыкать смотреть фильмы и сериалы на стриминговых сервисах, и на данный момент этот тренд остается. Зрители продолжают оставлять свой голос в пользу стриминговых платформ.

И еще одна не маловажная проблема - ограниченные ресурсы и бюджет на маркетинг. Она плавно вытекает из предыдущей - у кинотеатров стало меньше выручки, людей ходит все меньше, и на маркетинг естественно выделяют не достаточное количество денег. 

Как решать указанные проблемы с помощью нейросетей:

- генерировать изображения, уникальные объявления и рекламные тексты - это сокращает работу маркетолога в среднем на 48 часов в месяц;

- на основе данных CRM системы кинотеатра создавать рекламные кампании релевантные интересам зрителей - афиши, баннеры, и побуждать к покупке билета;

- анализировать какие рекламные кампании наиболее эффективны и на основе результатов создавать новые рекламные кампании;

- работать над позиционированием площадки - привлекать зрителей не только на просмотр фильма, но и создать уникальные стратегии, чтобы гости видели и другие возможности кинотеатра - мероприятия и события;

- анализировать бюджет кинотеатра.

Для качественного внедрения нейросетей в работу необходимо поставить конкретную цель и разбить бизнес-процессы на этапы и для каждого этапа выбрать решение. Решение - это выбор нейросети или сочетание нескольких нейросетей для реализации бизнес-процесса. И конечно тестирование. Тестировать необходимо на первых этапах на небольших сегментах пользователей, смотреть на эффективность, корректировать и доводить до идеала. 

Если нейросети на данные момент что-то новое, то первый шаг - регистрация в чате GPT, использование ежедневно - 5−10 минут на решение небольших задач. Обучение с помощью роликов на YouTube. Необходимо выработать привычку работы с нейросетями, и принять, что поисковые системы сейчас теряют свою актуальность, в тренде нейросети. Внедрить их в свою жизнь, и только после этого придет понимание, как их внедрить в бизнес. 

Использование нейросетей в маркетинге оказывает прямое влияние на бизнес - автоматизация процессов, разработка новых стратегий, оптимизация бюджетов, прогнозирование спроса. Маркетологи уже сейчас задают тренд рекламному полю на использование нейросетей в работе, а это значит, что через 2-5 лет все маркетологи должны будут обладать навыками работы с Искусственным Интеллектом. 

Екатерина Юрьева - руководитель отдела консалтинга Премьер Зал

Комплексная диагностика кинотеатра

Все знакомы с чекапом организма, кто-то делает его для того, чтобы определить, что требует лечения, а кто-то для профилактики. Для кинотеатров тоже нужен чекап - диагностика для определения точек роста бизнеса и устранения проблем. 

Для чего нужна диагностика? 

- выявить проблемы в работе и определить потенциальные улучшения;

- определить эффективность работы и бизнес-процессов в кинотеатре;

- оценить качество предоставляемых услуг в кинотеатре;

- определить возможности модернизации, которые позволят увеличить выручку и сократить расходы.

Что включает в себя диагностика?

1. Оценка кинотеатра глазами гостя. К сожалению на практике, управляющие кинотеатром, руководители не так часто приходя на работу, смотрят на путь клиента его глазами.   

2. Анализ работы персонала и уровень сервиса. В найме персонала в кинотеатр в последнее время существуют трудности, но это не значит, что нужно закрыть глаза на эффективность их работы.

3. Оценка эффективности работы кинобара, ведь именно кинобар позволяет кинотеатру зарабатывать.

4. Анализ маркетинга и конкурентной среды - какие дополнительные возможности для гостей предлагает кинотеатр.

5. Оценка соответствия современным требованиям и тенденциям, например, таким, как Пушкинская карта, от работы с которой на первых этапах внедрения кинотеатры отказывались, а сейчас это значительная доля продаж.

6. Административно-техническая оценка кинотеатра - детальная проверка кинотеатра, включая состояние серверных и киноаппаратных, наличие обязательных журналов регистраций и проверок.

Какие изменения возможно внедрить по итогам диагностики и получить результат. В кинотеатрах до сих пор встречается фиксированная система оплаты труда - сотрудник приходит на работу, целый день стоит на кассе и получает свой оклад. У сотрудника отсутствует мотивация продавать больше, так как уровень его заработной платы не изменится. При этом в среднем на 60% продажи бара зависят именно от сотрудника, от его умения предложить продукцию бара. В кинотеатре важно не количество персонала для увеличения продаж, а их умение и желание продавать. Умение - это наличие и внедрение стандартов обслуживания и скриптов продаж, желание - это внедрение системы мотивации и планов продаж, когда сотрудник четко и прозрачно понимает, как оплата труда зависит от выполнения планов. Даже на этом этапе без финансовых вложений возможно увеличить выручку на 30%.

Дополнительно к этому внедрить регламенты работы, внедрить систему лояльности, расширить ассортимент кинобара, внести изменения в ценовую схему и получить еще дополнительную выручку. Задействовать площади кинотеатра - свободный квадратный метр позволяет разместить, например, фотобудку, выставочное пространство. Все это возможно делать не силами кинотеатра, а сдавать площади в аренду. 

Для того чтобы выявить точки роста, выявить то, над чем необходимо работать важно провести комплексную диагностики кинотеатра по всем направлениям (подробнее о диагностике). 

Жанна Ильина - финансовый директор Премьер Зал

Финансовая модель кинотеатра. Налоговая реформа 2025.

Часто бизнес задает себе вопрос, что выгоднее, заключить договор консалтинга, либо взять бухгалтера в штат. Оба варианта имеют свои недостатки и плюсы, но часто выбор склоняется в сторону заключения консалтингового договора, потому что при таком формате работает команда со своим опытом и знаниями, они в курсе изменения законодательства, могут легко подстроиться под любой бизнес, и, конечно же, они не ходят в отпуск, не болеют, и постоянно на связи. Но бывают такие ситуации, когда бухгалтер в штате ограничен своими знаниями и опытом, и не следит за изменением, не идет в ногу со временем. И конечно стоит задуматься о квалификации сотрудника. Смена бухгалтера - крайняя мера. Бухгалтер - как доктор, который знает всю историю болезни бизнеса. Бухгалтеру нужно постоянно быть в тонусе, повышать свою квалификацию и делиться своим опытом с коллегами. Роль бухгалтерских служб велика: это и репутация, и отчетность, соблюдение законодательства, доверие инвесторов, все это зависит от финансовых служб, и, конечно же, это навыки финансового моделирования. 

Финансовая модель кинотеатра всем известна. Это система показателей, которая позволяет оценить, насколько устойчиво предприятие на рынке сейчас, и как оно будет изменяться, если будет подвержено воздействию внешних или внутренних факторов.

Бизнес-модель кинотеатра:

- контент, как двигатель успеха;

- удобство и комфорт, хороший звук, возможность оставить детей на детских площадках или в VR;

- маркетинг и реклама, модели привлечения зрителей;

- технологический процесс, постоянное развитие;

- финансовое планирование.

Основные этапы построения финансовой модели:

- прогноз потенциальных сборов в кинотеатрах составляется на основе статистических данных в целом по России;

- финансовый план кинотеатра, который показывает сколько зрителей придет в кинотеатр в следующем месяце, какую кинотеатр получит выручку по кино, основные коэффициенты, которые могут быть привязаны к мотивации персонала; 

- бюджет, основной документ, который ведется в 1С, необходим для того, чтобы на основе выручки, которую кинотеатр спланировал в финансовом плане, составить план расходов. Бюджет может корректироваться в течение месяца, но нужно понимать, что норму рентабельности, которая заложена при планировании бюджета, уже не будет достигнута;

- финансовый анализ, методика, которая позволяет на ранних этапах показать, какие есть проблемы в кинотеатре и быстро реагировать на изменения.

Финансовое моделирование играет ключевую роль в управлении кинотеатром и способствует получению прибыли, но финансовым службам важно учитывать при моделировании изменения законодательства.

12 июля вышел закон №176ФЗ, который испортил настроение 3м миллионам бухгалтеров России. Закон составлен без переходных положений, без разъяснений, и в практике никогда не было такого, что предприятия, которые были в принципе освобождены от налогообложения, все стали плательщиками НДС. 

УСН. Законодатель увеличил предельную сумму годового дохода с 266 тысяч до 450, стоимость остаточных средств до 200 со 150 и численность со 100 до 130. Что это значит? Средний бизнес примерно от 150 до 350 миллионов рублей в год получил возможность перейти на упрощенную систему налогообложения, снизить ставку налога на прибыль, так как со следующего года налог на прибыль будет 25%, то есть эти предприятия получили возможность перейти на упрощенную систему налогообложения на 15% и остаться на НДС со стандартной ставкой 20%. У них бизнес-модель уже настроена и работают они с поставщиками, работающими с НДС, для них это будет это удобно. 

Отменили ставки, которые были предусмотрены с превышения выручки, остались только базовые ставки 6% с дохода и 15% доходы минус расходы.
Минимальный налог остался без изменений, это 1% с доходов, при условии если 15%Доходы минус расходы ниже, чем 1% с Доходов.

Региональные власти имеют право устанавливать пониженные ставки. Например, в Уральском регионе базовая ставка составляет 7%, и есть льготные категории бизнеса, такие как кинопоказ - 5% при условии, если выручка от основного виды деятельности превышает 70%.

НДС. Бытуют мнения, что платить НДС начнем в 2025 году только тогда, когда выручка, достигнет 60 миллионов, но это не так. Выручку нужно оценить уже за 2024 год. И если предприятие понимает, что заработает больше 60 миллионов, то с первого рубля в 2025 года нужно начать платить НДС. По НДС можно выбрать ставки, если доход не превысит 250 миллионов, то 5% НДС, если превысит до 450, то 7%.

У финансовых служб появляется необходимость вести книги продаж, книги покупок, сдавать декларации по НДС, отслеживать авансы. Это колоссальный труд для небольших бухгалтерий, когда сидит один или два человека. Кроме того, важный момент, применять выбранную ставку нужно 12 последовательных налоговых кварталов, это 3 года. Конечно же, законодатель оставил возможность выбрать 20% НДС и применять ее, брать к вычету все, что поставщик продаст, но здесь нужно рассчитывать, выгодно это или нет. Если компания привыкла работать с поставщиками, которые работают без НДС, они, скорее всего, тоже будут плательщиками 5% или 7%, и 20% это невыгодно. Если все-таки выбор остановился на 20%, то нужно вести книгу покупок, книгу продаж, создавать декларацию НДС и применять этот режим неограниченно, то есть перейти на 5% или 7% можно в любое время.

Вновь созданная организация до 60 миллионов работает и не платит НДС, но как только достигнут уровень 60 миллионов, организация становится плательщиком,  с первого числа следующего месяца. 

У кинотеатров есть плюшка - 149 статья Налогового кодекса, пункт 20: выручка по кинопоказу льготная и не облагается НДС. То есть платить НДС нужно только с бара и эта налоговая нагрузка увеличивается в следующем году. Чтобы применять эту льготу по 149-й статье, нужно выполнять два обязательных условия - в чеке должны быть обязательно все реквизиты БСО, и ОКВЭД должен быть 59.14. 

На данный момент в законе есть моменты с двойным налогообложением. Пример - приходит аванс от покупателя, например 100 тысяч рублей, необходимо начислить аванс из выбранной расчетной ставки - 5,105, либо 7,107 и включить этот аванс в книгу продаж, оплатить НДС в бюджет. Кроме того, с этой же суммы нужно заплатить сразу же УСН. Соответственно появляется двойное налогообложение на одну и ту же сумму. Законодатель, возможно, перепишет это до конца года, но пока изменений нет и важно обращать на это внимание. 

Что нужно сделать сейчас? 

- рассчитать доход;

- выбрать ставку НДС 5%,7% либо 20%;

- проверить договоры с поставщиками и покупателями, которые скорее всего становятся плательщиками НДС, и нужно с ними договориться, как выделять НДС - либо в цене товаров, услуг, либо выделение НДС сверху;

- пересмотреть учетную политику по бухгалтерскому и налоговому учету, с 2025 года вступает в силу новый ФСБУ 4/2023 Бухгалтерская финансовая отчетность и необходимо будет сдавать все формы отчётности - Баланс, Отчет о финансовых результатах, Отчет о движение капитала, Отчет о движении денежных средств и пояснительную записку к балансу, в которой будут расшифровываться все основные моменты учёта, прописанные в учетной политике;

- добавить в Кассовый чек две ставки НДС, внести изменения в отчеты кассового ПО для корректного учета в бухгалтерии.

Подробнее о бухгалтерском учете

Андрей Колесниченко  - руководитель отдела проката Премьер Зал

Букинг кинотеатра - планируем и зарабатываем

Главные принципы букинга:

- выбирать фильмы, а не дистрибьюторов - если раньше была возможность ориентироваться на крупных зарубежных дистрибьюторов, то сейчас выбирать нужно именно фильмы;

- анализировать сборы - статистика проката сейчас очень важна, нужно продлять только те фильмы, которые зарабатывают, убирать фильмы, которые не зарабатывают;

- помнить, что у кинопроката нет плохой погоды и посещаемость не зависит от сезонности.

Планирование репертуара начинается с отбора фильмов. Первый этап анализа - начинка фильма - актеры, создатели, продюсеры, режиссеры, студии. Предложений на сегодняшний день очень много и конечно в этом нужно ориентироваться. Немаловажным фактором является страна создания. В России естественно хорошо работают российские фильмы, как правило семейные комедии. Стабильно зарабатывают американские картины, но аудитория не активно реагирует на европейские мелодрамы и артхаус. Низкий спрос на азиатское кино. Не стоит упускать из вида доступные рейтинги ожиданий. Важно обращать внимание на продвижение фильма не только через рекламные кампании, но и через презентации на отраслевых мероприятиях. Следующим этапом важно определить фильмы-аналоги и спрогнозировать сборы будущего фильма. 

После детального отбора и прогноза по сборам формируется график выхода фильмов - какое количество фильмов будет показывать кинотеатр и в каком количестве в течение дня, недели, месяца. Согласовываются условия проката с дистрибьюторами, желательно без гарантий и предоплат.

Лояльные условия от дистрибьюторов получить кинотеатру, работающему самостоятельно, не всегда просто. Наиболее оптимальные форматы дистрибьютор готов предоставлять кинотеатрам в составе сети. Также к рамках работы в сети у кинотеатра отпадает необходимость самостоятельного отбора и анализа фильмов. Дополнительными преимуществами будет если в рамках сети кинотеатру предоставляется сопровождение по разным направлениям деятельности - бухгалтерия, маркетинг и реклама, юридические вопросы, программное обеспечение. Для кинотеатров, работающих по программе Фонда кино важно чтобы компания, предоставляющая репертуар, контролировала долю российских фильмов. При выборе компании кинотеатру также стоит обратить внимание на детали - проводит ли компания регулярный анализ сборов и цен на билеты, предоставляет ли готовое расписание, насколько своевременно и достоверно информирует об изменениях и нововведениях. Выбранная компания должна выступать определенным гарантом, предоставляющим интересы кинотеатра. 

Подробнее о репертуарном планировании

Олеся Чулочникова  - куратор направления маркетинг В2В, преподаватель Учебного центра Премьер Зал

Организация обучения персонала кинотеатра

Компании, которые вкладывают в развитие своих сотрудников, отмечают, что они получают в среднем прибыль на 24% выше, чем бизнес, который не делает таких инвестиций. В среднем разница между доходом на одного сотрудника с корпоративным обучением и без корпоративного обучения составляет 218%. 

80% российских компаний по данным исследования Сколково и Нетологии в 2024 году заложили бюджет на обучение персонала. По данным Премьер Зал 32% кинотеатров тоже заложили статью на обучение персонала, это говорит о том, что они готовы вкладываться в развитие своих сотрудников. 

По данным исследования Премьер Зал кинотеатры готовы тратить на обучение одного сотрудника от 20 до 50 тыс. рублей. До 30 тыс. рублей это на обучение маркетолога, бухгалтера, администратора и линейный персонал, до 50 тыс. рублей на руководящий состав - директора и управляющий кинотеатром. Рынок киноиндустрии абсолютно в границах рынка, потому что по данным Сколково и Нетологии российские компании готовы вкладывать в обучение одного сотрудника от 20 до 55 тыс. рублей, при этом верхняя граница - это тоже обучение руководящего состава.

При этом независимо от наличия бюджета на обучение, 40% кинотеатров не обучили свой персонал в этом году, и, возможно, они не дополучили ожидаемой прибыли. 22% обучают персонал внутри кинотеатра и 29% с привлечением внешних экспертов. 

При планировании обучения действительно могут возникнуть сложности. Достаточно сложно на первоначальном этапе выявить потребность в обучении. Очень сложно донести до руководителя, почему нужно обучать персонал. Ограниченный финансовый ресурс также играет роль. И конечно сложно выбрать методологию, по которой нужно обучить персонал.

Для того чтобы обучить персонал важно понимать сильные и слабые стороны работы, совершенствовать сильные и работать над усилением сторон, которые этого требуют. Нужно планировать бюджет кинотеатра. И конечно нужно иметь корпоративные стандарты, программу обучения, аттестации и адаптации сотрудников. Очень важно иметь сотрудника, который будет курировать персонал на протяжении всего обучения. 

По данным исследования Премьер Зал 56% кинотеатров не имеют ресурсы для обучения, и только у 36% есть такие ресурсы. Остальные привлекают внешние компании для обучения.

Независимо от того, обучение происходит на собственной платформе или с привлечением сторонних экспертов, залог эффективного обучения - это всегда только две составляющие - желание руководителя и желание сотрудника. 

По данным Сколково и Нетологии только 26% опрошенных сотрудников российских компаний отмечают, что руководитель постоянно настаивает на освоении новых навыков. При этом руководители зачастую сами не подают пример своим сотрудникам: не проходят обучение и дополнительные программы, не посещают отраслевые форумы и конференции. Руководитель желает получить от сотрудника результат, но при этом зачастую не обеспечивает его базовыми данными о кинотеатре. 

Вторая составляющая это желание сотрудника - 93% опрошенных сотрудников отмечают, что корпоративное обучение и возможность дальнейшего роста внутри компании является одним из условий, благодаря которым они готовы оставаться на своих рабочих местах. Но при этом не стоит требовать от сотрудника результатов, если он не заинтересован в обучении. Для того, чтобы заинтересовать сотрудника его нужно мотивировать. А у 52% кинотеатров нет системы мотивации. 30% до сих пор считают, что мотивация должна быть нематериальной в виде хорошего коллектива, графика и отпуска, билетов в кино.

Подробнее про обучение персонала